Головная боль — это яркий телесный симптом, знакомый каждому. Мы будем рассматривать именно головные боли напряжения, относящиеся к истинным психосоматозам. Их скрытая суть отображена в самом названии «головная боль напряжения» — то есть тело начинает страдать из-за того, что сильно или сверхсильно перенапряглось. Но перед телесным напряжением было напряжение психоэмоциональное.
Вменение ответственности
Чаще всего головные боли у ребенка являются результатом повышенной тревожности и беспокойства родителя, который проецирует собственные страхи на малыша и пытается управлять через них его поведением. Давайте приведем примеры.
- Родитель, обеспокоенный интеллектуальным развитием ребенка, будет кормить свою тревогу тем, что начнет особо активно развивать ментальный интеллект малыша, водить его по всем возможным кружкам, повышать давление, например развивая навык чтения раньше, чем требуется.
- В детском саду такой родитель начнет перегружать ребенка дополнительными занятиями, включая репетиторов и занятия спортом, не обращая внимания на потребности ребенка и его усталость.
- В школе гонка войдет в полный оборот и начнется жестокая битва за пятерки, грамоты и достижения.
Вмененная ответственность опасна тем, что она тесно переплетена с чувством вины, стыда и «срастанием» личности ребенка с одобряющей личностью родителя. В будущем такой ребенок будет постоянно пытаться поместиться в шаблон этого одобрения. Вменение ответственности — это сложное психическое искажение поведения родителя, тесно связанное с особенностями его личности, включая переданную ответственность от родителей и собственные нарциссические расстройства.
Головная боль напряжения
Головная боль напряжения — это ответ на напряжение. Чтобы лучше понять, как именно между собой связано все, что мы перечислили ранее, начнем с тела. Тело всегда говорит прямо и честно, — научившись слушать его сигналы, можно начать качественно менять жизнь и помогать своим детям овладевать телесным интеллектом. Когда зарождается это напряжение, которое в будущем превратится в те самые невыносимые головные боли?
Как правило, повреждение происходит с 7 до 15 лет, когда нагрузки сильно вырастают из-за начала школьной жизни с ее социальными, ментальными и личностными испытаниями. Первый год адаптации к школе сам по себе является тревожным и беспокойным событием в жизни ребенка, но, если искусственно повышать и без того высокую нагрузку на психоэмоциональное состояние ребенка, непременно произойдет сбой. Первые неврозы формируются именно в этот период.
Если нагрузка растет, а единственный путь ее разрешения лежит через то, чтобы выдать результат и уложиться в шаблон, предложенный родителем и учителем, в какой-то момент формируется доминанта «соответствия».
«Меня одобряют, когда я показываю результат, который от меня ожидают. Я чувствую холод и отвержение тогда, когда я ошибаюсь и не оправдываю возложенные на меня ожидания. Даже когда они говорят, что любят меня, их взгляд холоден».
Желания самого ребенка и его потребности медленно, но верно уходят на второй план. Это неизбежно формирует внутри него чувство вины и стыда при попытках захотеть делать что-то, что тебе нравится, а родителям нет. «Я виноват в том, что не такой, как этого хочет моя мама» и «Я всегда буду каким-то не таким и никогда не смогу заслужить ее любовь» — эти и другие убеждения являются основой головных болей, до которых во взрослом возрасте крайне сложно докопаться, так как они скрыты под слоями отрицания.
Роль родителей
Но и родителям сложно признать, что они давят на ребенка. Пытаются через него реализовать собственные провалы и компенсировать слабости или отсутствие талантов, в которых их точно так же вели еще их родители когда-то давным-давно. Это провоцирует состояние «я должен быть лучше» и одновременно создает раскол внутренней опоры.
Если ребенок не будет лучше, его не примут обратно. То есть формируется прямая простая связь «я не соответствую — я в опасности», активируется инстинкт самосохранения, и реакция «сжатия» через напряжение переходит внутрь тела. Вина, стыд, тревога будут годами подстегивать друг друга, формируя все новые и новые психосоматозы, найти причину которых будет казаться чем-то невозможным.
Голова болит у детей, которым не прощают ошибки. Которых ругают. Систематически подавляют и заставляют чувствовать себя ущербными, глупыми, не такими, как нужно быть. Можно ли вообще когда-нибудь приблизиться к этому выдуманному идеалу — неизвестно, но родителям крайне сложно отпустить свои страхи. Ведь если ребенок не будет получать пятерки, он не поступит в институт, а тогда вся жизнь пойдет под откос. И я еще раз хочу сделать акцент на том, что головная боль — это внушенная ответственность, причем внушенная именно родительским стереотипом поведения.
Ребенок должен знать, что никакая совершенная им ошибка не заставит родителей перестать его любить. Если эта непреложная истина подвергается сомнению, тело тут же реагирует через сжатие, напряжение и потребность в мобилизации ресурсов для решения поставленной цели. Цели, которую в принципе нельзя достичь.
Головная боль — лишь верхушка айсберга
Однажды сжавшееся тело, в закреплении инстинктом самосохранения, не сможет разжаться просто так, и этот навык, с одной стороны, будет помогать в жизни, а с другой — постоянно мешать. Ведь придется бороться с потребностью быть лучшим во всем, а это крайне сложно, особенно если не научиться перераспределять ресурс. Выгорание, депрессия, тревожные расстройства и потеря собственной самоценности вместе со смыслом жизни — это серьезные состояния, которые могут развиться не только у взрослого.
С другой стороны, тема вмененной ответственности открывает нам и другую область проблемы — компенсацию, которая у детей проявляется в расстройстве пищевого поведения, интернет-зависимости и прочих изменениях. Головная боль — лишь верхушка айсберга, и игнорировать ее ни в коем случае нельзя.
«У меня начала болеть голова с пятого класса. Учительница русского языка каждый день орала диким голосом на весь класс, обзывая нас всех самыми противными словами. Я тоже была бестолочью, идиоткой и дурой, которая будет дворником. Родители дома вторили ее словам и на каждую мою двойку устраивали мне бойкот. Я помню, как сидела рыдала над этими правилами, пытаясь запомнить, над своими ошибками, пытаясь исправить, над двойкой, которая въелась мне в память, — размытая красная клякса в подтеках от моих слез. Таких двоек было много. Я научилась зубрить, научилась писать правильно, но все это пришло вместе с головной болью. Голова до сих пор болит так, что можно выть. Смешно, но на высоте приступов мне иногда даже кажется, что я вижу ту самую размытую кляксу из двойки. Невролог говорит, что это нервное, так как по обследованиям я полностью здорова. Но мое тело знает, что болезнь была заложена тогда, когда я научилась ломать себя, чтобы выжить в системе ожиданий тех, кто был для меня важен».
Возникновение мигрени
В настоящее время нет достоверных данных, опровергающих риск злокачественного перехода головной боли напряжения в мигрень. Это связано с тем, что мигрень напрямую связана с химической перестройкой тканей головного мозга и изменением активности нейронов, которые происходят при длительном сохранении «обычных» головных болей. В какой момент произойдет это перерождение, предсказать невозможно, но, по практическим наблюдениям, чаще всего это связано с воздействием яркого раздражителя — триггера.
Триггером может стать любое сильное событие, обостряющее чувство вмененной ответственности, чувство вины и изматывающее ощущение стыда. Во взрослой жизни это чаще всего связано с карьерными провалами, фатальными ошибками, разделяющими жизнь на две половины. А может быть вызвано появлением в окружении авторитета, который начинает систематично подавлять и унижать поврежденного ребенка, превратившегося в поврежденного взрослого. Кроме того, головная боль может передаваться через едва заметные фразы-переносчики, те самые, которые невидимой нитью сшивают трагичный опыт семьи и передают его из поколения в поколение.
Важный вывод
Разбирая головную боль, мы приходим с вами к важному выводу: родителю предстоит снять ответственность не только со своего ребенка, но и с самого себя. Научиться отпускать то, за что можно больше не нести ответственность. Разобраться с чувством стыда и вины, найти травмы, которые до сих пор продолжают на него влиять. Вместе с этим нужно моделировать свое поведение с ребенком, выстраивая новые линии поведения. Для этого я рекомендую сейчас выписать все моменты организации ребенка, необходимой для его «успешного» будущего, и по пунктам вынести каждую фразу, которую вы ему говорите для достижения ожидаемого результата.
Подумайте над своими страхами. Послушайте чужие голоса, которые передали вам эти страхи; возможно, это голос папы или мамы. С чем связана вина? А чувство стыда? Поразмышляйте об этом, а затем придите к твердому решению прекратить передачу данных убеждений своему ребенку. Конечно, это не вопрос одного вечера, однако это часть искусства здорового родительства, когда мы учимся на ходу осознавать свою боль и прекращаем передавать ее детям.
Источник: 7ya.ru