Топ ошибок на ЕГЭ по русскому языку: где школьники теряют баллы чаще всего

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал методические рекомендации для учителей на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года. Эти материалы предназначены для оказания методической помощи учителям и будущим выпускникам в подготовке к экзаменам. Эксперты крупнейшей образовательной онлайн-платформы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «Умскул» проанализировали материалы ФИПИ и собрали основные ошибки, которые школьники допускают при выполнении заданий по русскому языку. В материале также указаны наиболее сложные и простые задания, на которые следует обратить внимание при подготовке к ЕГЭ.

Результаты и баллы ЕГЭ по русскому языку

По данным ФИПИ, результаты экзаменов по русскому языку в 2024 году оказались схожими с предыдущими годами. Средний тестовый балл составил 64, а минимальный «вузовский» порог, равный 36 тестовым и 15 первичным баллам, не смогли преодолеть около 3% участников. В то же время, 0,6 % выпускников не преодолели минимальную «школьную» границу в 24 тестовых и 10 первичных баллов. Это те школьники, которые не освоили ФГОС СОО.

Число тех, кто набрал максимальные 100 баллов, снизилось на 14,3%. В 2024 году таких школьников 2636 человек, а в 2023 году этот показатель составил 3014 человек.

Основные ошибки

Наибольшие сложности в 2024 году у выпускников вызвало задание 14 на слитное, дефисное и раздельное написание слов. Процент выполнения резко снизился на 22%: с 69% в 2023 году до 47% в 2024 году.

Синтаксические нормы также оказались для школьников непростыми: задание 8, которое требует знания правил грамотного построения словосочетаний и предложений, было выполнено лишь 59% учеников, что на 13% ниже, чем годом ранее. 

Правописание частиц «не» и «ни» в задании 13 также вызвало затруднение: выполнение этого задания снизилось с 69% до 57%.

В задании 3 на функциональную стилистику и культуру речи выполнение снизилось на 9% — с 56% до 47%. 

Задание 12 на правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий и деепричастий смогли выполнить лишь 40% учеников в 2024 году, что ниже показателя прошлого года на 8%.

Ошибки в постановке ударений также остаются распространённой проблемой. Задание 4 (Нормы ударения в русском языке) смогли правильно выполнить 53% экзаменуемых, что ниже результата предыдущего года на 5%. Чаще всего затруднения с ударением у выпускников вызвали такие слова, как «кремень», «пломбировать» и «газопровод».

Задание 21, связанное с пунктуационным анализом, остаётся одним из самых сложных. Оно требует глубоких знаний синтаксиса и пунктуации, однако в 2024 году процент его выполнения вырос до 47%, что на 12% больше по сравнению с 2023 годом.

С чем школьники справились хорошо

Среди легких заданий тестовой части лидирует задание 6 (лексические нормы, лексическая сочетаемость, тавтология, плеоназм) – 81% школьников успешно справились с ним.

В 2024 году также зафиксирована положительная динамика в выполнении ряда заданий по сравнению с 2023 годом. Так, процент выполнения задания 20, которое связано с пунктуацией в сложных предложениях с разными видами связи, увеличился с 47% до 52%.

Эксперты заметили улучшения в выполнении задания 21, которое относится к пунктуационному анализу предложений и считается повышенным уровнем сложности. В 2023 году его успешно выполнили лишь 35% участников, однако в 2024 году процент выполнения вырос до 47%.

Значительный рост наблюдается и в выполнении задания 25 (логико-смысловые отношения между предложениями в тексте). Процент его выполнения увеличился с 47% до 59%,

Кроме того, задание 26 (изобразительно-выразительные средства русского языка) остается единственным успешно выполненным заданием повышенного уровня сложности в 2024 году. Однако его средний процент выполнения среди школьников снизился с 73% в 2023 году до 68% в 2024 году.

Школьники показали хорошие результаты при выполнении задания 27, критерий К6 (богатство речи): процент выполнения вырос с 68% в 2023 году до 94% в 2024 году. Это стало возможным благодаря улучшенной подготовке и отказу от корреляции критериев К6 и К10.

Несмотря на общие положительные тенденции, школьники по-прежнему сталкиваются с трудностями при сдаче ЕГЭ по русскому языку. Особенно сложными для них остаются задания, связанные с пунктуацией, правописанием частиц, синтаксическими нормами и ударениями. Поэтому стоит уделить особое внимание изучению этих тем.

Источник: 7ya.ru

Shopping Cart