Хвастаться – естественно и полезно!

Желание похвастаться — естественная реакция на достижение успеха. Хвастаются не только люди, у многих социальных животных есть специальный сигнал об успехе, который они подают, когда находят пищу, побеждают в бою или добиваются иного успеха. Даже когда сообщать о находке не в интересах индивида, сигнал буквально рвется наружу — эволюция заставляет так поступать в интересах стаи.

Пример. Джейн Гудолл, известная исследовательница шимпанзе, рассказывала про наблюдение за молодым самцом. Шимпанзе нашел пищу, которую ученая подложила на его пути, и инстинктивно издал звук, по-видимому, означающий: «Я нашел пищу, все сюда!» На зов прибежали другие члены стаи и отобрали добычу. Джейн повторила эксперимент. Но в этот раз шимпанзе, когда увидел пищу, бросился на землю и зажал пасть руками. Инстинкты оказались по-прежнему сильны, но сказался прошлый негативный опыт — он все же смог задавить в себе слишком громкий звук.

Наша психика веками оттачивала эволюционный механизм, из-за которого нам так хочется рассказать о своих успехах. И виду в целом, и конкретной группе выгодно, чтобы ее члены рассказывали всем о находке ресурса — это эволюционное преимущество. Понятна и социальная функция хвастовства: если один и тот же член группы часто находит необходимые всем ресурсы, то его статус повышается. Но хвастать нам мешают культурные и религиозные традиции. Например, христианство считает скромность добродетелью, родители внушают детям, что радоваться своему превосходству плохо. И тогда мы, как тот шимпанзе, научаемся подавлять в себе естественное желание похвастаться своими успехами.

Хотя малыш, чей возраст исчисляется месяцами, радуется и привлекает внимание окружающих к любому своему достижению от замеченной бабочки до стояния на ногах, чем старше становится ребенок, тем реже он ведет себя аналогичным образом. В худших случаях человек привыкает плохо относиться к самому признанию успехов как феномену, даже чужая радость своим достижениям кажется ему противным хвастовством, а единственной приемлемой реакцией на успех видится полное его обесценивание, принятие как само собой разумеющегося, должного. Конечно это совершенно противоречит природе человека. Однако не это главное — прививки и антибиотики тоже «не совсем естественны», но эффективны. А скромничать неэффективно по целому ряду причин.

Хвастовство закрепляет присвоенный успех

Хвастовство — это способ закрепить присвоенный успех, не дать себе и остальным забыть свою победу. Когда человек хвастается, он многократно, в разной обстановке и разным людям рассказывает историю своих свершений. Попутно он запоминает и напоминает себе, чтo помогло ему, какими инструментами он пользовался, а главное — какие трудности преодолел.

Отметим, что речь идет о хвастовстве в реальной жизни, а не в виртуальном пространстве. Когда вы делитесь чем-то важным лично, вы выбираете для общения близких людей, видите их реакцию, слышите в ответ слова поддержки, чувствуете их одобрение. Но рассказывать об успехах в Instagram — не всегда хорошая идея. Наша психика еще не успела адаптироваться под соцсети. Мы воспринимаем чужую реакцию на наш успех очень чувствительно, и комментарии из текста и смайлов, не говоря уж о немых лайках, не замена зрелищу восторженных, радостных, завидующих и восхищающихся людей, воочию слышащих о ваших достижениях и наблюдающих их последствия. А даже если после выкладывания в сеть вы все-таки решите обсудить свое достижение с друзьями, их реакция будет сдержанной: «А, да, я видел, круто».

Когда же мы делимся успехами в реальной жизни, то делаем это многократно: наши друзья расскажут о них своим знакомым, потом все вспомнят о них на праздновании дня рождения или новогодней вечеринке. Даже в старости можно поучать молодежь — рассказывать о своих былых победах и невероятных преодолениях. 

С каждым повтором истории о своем успехе человек создает и закрепляет идентичность. Теперь Василий — это не просто Вася, а тот, кто ушел с унылой работы, сходил на 37 интервью и устроился на хорошую должность, а через год купил автомобиль мечты. Когда Вася в очередной раз рассказывает про свой путь, он снова примеряет на себя определенную роль, формирует образ, которому теперь должен соответствовать. Для «успешного Василия» будет очень некомфортно покинуть хорошую должность, ударить в грязь лицом или пропить автомобиль.

Хвастовство создает запас прочности на будущее

Когда человек рассказывает о своих победах, общество может ему напомнить в случае нужды о его способностях и ресурсах. Выглядеть это может и как требование или даже претензия, но сработает как поддержка.

Пример. Вася хвалился друзьям, что прошел курсы первой помощи, что это было сложно, но интересно. Однажды один человек в его присутствии неожиданно падает ничком и не подает признаков жизни. Окружающие вспоминают о Васином рассказе: «Ты же знаешь, что делать, помоги!» Вася, который поначалу и сам оторопел от ситуации, приободряется и берется за дело: «Точно, нас ведь учили этому. Сейчас я разберусь».

Этой же цели в прошлом служили прозвища. Работало это примерно так. Индеец по имени Авонэко однажды проявил себя как невероятный охотник: попал стрелой в оленя со ста метров. Он притащил добычу в лагерь и долго хвалился, рассказывал всем красочную историю, как он попал в цель с большого расстояния. Соплеменники дали ему прозвище — Меткая Стрела. И теперь вся деревня будет надеяться на его ловкость и скорость в случае нужды. А сам Авонэко уверен, что расправится с врагами, потому что знает: он Авонэко Меткая Стрела. Он будет помнить о своих предыдущих победах, а вера соплеменников даст ему дополнительные силы. Прозвища помогали понять, к кому обратиться с разными задачами. Например, на переговоры лучше послать не нашего Авонэко, а его соплеменника по имени Ииску Мудрый Язык.

С точки зрения экономической модели хвастовство помогает сохранить и восстановить важный ресурс — осведомленность о своих возможностях и ресурсах. Идея в том, что мало иметь ресурсы, надо еще знать о том, что имеешь, и хорошее понимание своих ресурсов — само по себе ресурс.

Сложно использовать ресурсы, о которых забыл, с которыми потерял контакт. А хвастовство запускает «информационную волну», причем в тот момент, когда человек в хорошем тонусе. Волна возвращается к человеку позже и дает ему дополнительную поддержку от окружающих: напоминает об успехе, «обязывает» соответствовать заработанному имиджу. 

Конечно, как и у любого инструмента, у хвастовства есть ограничения применимости и побочные эффекты: и давление со стороны окружающих в сторону поддержания уровня успешности может оказаться чрезмерным в кризисный момент, и просто со временем становится сложнее соответствовать себе прежнему. Но даже если полностью повторить былые рекорды уже не по силам (или прямо сейчас не по силам), всеобщее ожидание успеха поднимает тонус и эффективность.

Некоторые статусы не требуют даже активного подчеркивания, чтобы те же механизмы запустились, например, статус родителей. Став ими, люди получают от окружающих не только поддержку, но и требовательное ожидание, что они теперь будут соответствовать социальной роли матери и отца. Напомнить о принятых на себя обязательствах могут и члены семьи. Многие родители рассказывают, как их заставил поверить в свои силы новорожденный ребенок. Сначала они мобилизовались, нашли деньги на квартиру, сменили работу и купили все необходимое. Младенец полностью зависит от родителей, и молодые люди неожиданно начинают чувствовать себя намного уверенней, не в последнюю очередь потому, что этого требует от них новый статус. Ребенок невольно наделил их ролью родителей, людей, которые должны справляться с любой трудностью.

Хвастовство открывает новые возможности

Адепты Кастанеды, поклонники «Трансерфинга реальности» или ценители фильма «Секрет» учат, что нужно «послать запрос во Вселенную», а она «обязательно откликнется» — в виде новых возможностей. Конечно, никакого «секрета» в этом механизме нет, так же как и квантовых эффектов и отклика Вселенной на ваше бессознательное. Но сам эффект при этом есть, хоть и не магический. Если вы запускаете информацию о своих успехах, она расходится по миру, как круги по воде. Постепенно люди начинают воспринимать вас как заинтересованного в определенной теме человека. И этот сигнал действительно может вернуться к вам в виде предложения, рекомендации, связей.

Пример. Вася решил стать дизайнером, записался на курсы и рассказал об этом друзьям и родным. Он участвовал в конкурсе работ начинающих специалистов, занял второе место и всем рассказал об этом, а статуэтку водрузил на самое видное место. Когда Вася получил заказ и заработал первые деньги, он раструбил, какой он теперь крутой. Он выступил на конференции с докладом «Как получить заказ через месяц после курсов», где рассказал о своем успехе большой аудитории. Его заметили и пригласили работать на хорошую должность. Итак, неужели Васе было бы достаточно только послать во Вселенную запрос «Хочу хорошую должность»? Нет, Вася сам двигался в желаемом направлении, хвастал о своих успехах и рассказывал об ожиданиях.

Хвастовство помогает не упустить возможности — друзья и знакомые сами начинают передавать вам нужную информацию. Если Федор учит английский втайне от всех, то у него будут несопоставимо меньшие перспективы по сравнению с Петей, который всем об этом рассказал. Знакомые кидают Пете ссылки на профильные сообщества и приколы, приглашают на киновечера фильмов на английском, возможно, даже познакомят с иностранцем, с которым Петя начнет практиковать язык. А скромный Федор ничего этого не получает. Разумеется, у Пети больше мотивации, вовлеченности, энергии и удовольствия от обучения, чем у Федора.

Хвастовство помогает заметить свой прогресс

Ранее мы разбирались с тем, как наша память может искажать реальность. То же касается и памяти об успехах: если положительные изменения идут плавно, то мы быстро привыкаем к ним и не замечаем движения в нужном направлении. Когда человек забывает о своих достижениях — что раньше было хуже, что он двигается вперед, что такие-то его действия привели к успеху, — ему кажется, что ничего не меняется. А если я ничего не могу изменить, у меня возникает выученная беспомощность.

Рассказы об успехах создают реперные точки, личную историю. У многих спортсменов есть стенд или «зал славы», где хранятся их дипломы и призы: чемпион класса, школы, победитель районных соревнований, чемпион города, страны, мира. Во всех культурах существуют памятники, обелиски и таблички о победах и героях. Все это — способы зафиксировать во времени и пространстве свои достижения. И наскальные рисунки, и Нобелевская премия направлены на нашу естественную потребность — закрепить успехи. Когда мы отмечаем победы, хвастаемся ими, мы делаем «зарубки на пути» и напоминаем себе, что не стоим на месте.

Пример. Вася встретил друга, с которым давно не виделся. Друг расспрашивает Васю о его спортивных успехах: «Помню, ты говорил, что пошел в зал и поднимаешь уже 20 кг, как у тебя сейчас с этим?» Васе приятно осознать, что сейчас он поднимает 50 кг, и он с радостью расскажет об этом. Одновременно он оценивает скорость своего развития и присваивает заслуженный успех. Друг невольно напомнил Васе о его прогрессе, помог ему изменить самооценку и расширить возможности — Васин рассказ о свершениях запустил цикл присвоения и будущего успеха.

Хвастаться нужно успехами, а не планами и обещаниями

Хвастаться своими достижениями полезно по многим причинам, но делать это нужно правильно. Например, не стоит гордиться планами и обещаниями. Рассказать всем, что я трудоустроился — хорошая идея, но странно выглядел бы праздник «Я запланировал найти работу».

Возможно, вы слышали о «социальной декларации» — ее рекламируют различные сомнительные тренинги и методики достижения «невероятных результатов и мгновенного успеха». Люди, которые посещают такие тренинги, публично обещают себе и другим, что, например, заработают до конца года миллион рублей. Они размещают такие декларации в социальных сетях, рассказывают друзьям — предполагается, что так они получают дополнительную мотивацию добиться цели. Действительно, будет стыдно рассказать всем, что бросаешь курить, но не бросить. Однако есть проблема, из-за которой этот инструмент не работает так, как хотелось бы.

«Социальная декларация», как и «визуализация цели», подменяет достижение успеха фантазией о нем. Человек объявляет о планах улучшить свою жизнь — и сразу получает одобрение окружающих, слова поддержки, признание. Получает сразу, без усилий и продвижения к цели — тогда зачем ему переходить к сложным активным действиям? Мало того, что награда уже получена, так еще и придется бороться с трудностями, страдать. В итоге вместо дополнительной мотивации к действию у человека развивается маниловщина — бесконечное планирование и погружение в фантазии о будущих успехах.

Если вам все же очень хочется поделиться с друзьями тем, что вы поставили себе амбициозную цель, это следует делать иначе, с пользой. Нужно не хвастаться, а, наоборот, просить поддержки. Тогда ваша позиция будет не «с высоты успеха», а «просьбой о помощи». Например: «Ребята, я бросаю курить, мне будет сложно. Пожалуйста, не предлагайте мне больше выйти покурить. А если увидите меня с сигаретой, дайте по рукам, разрешаю». И вот это может сработать.

Не сравнивать себя со всеми жителями Земли

Еще одна помеха для хвастовства — проживание в больших городах. Наши предки могли встретить за всю свою жизнь меньше людей, чем мы за один день. Даже сегодня в небольших поселениях на 60–90 человек каждый лично знает своих возможных конкурентов. Если Вася претендует на статус самого сильного в деревне, он может позволить себе хвастаться. Слухи в деревне расходятся быстро, и Вася знает, насколько нужно быть сильнее, чтобы не проиграть Пете в борьбе. Ротация соперников идет постоянно, никто не сидит на месте — сильные пытаются статус поддержать, а слабые наращивают силы. Но в современном глобализованном мире, где вокруг каждого миллионы людей, знать всех соперников и конкурировать с ними нереально.

Английский антрополог Робин Данбар в начале девяностых годов прошлого века разработал теорию, согласно которой человек в состоянии поддерживать некоторое ограниченное количество социальных связей. Это свойство психики, которая эволюционировала в условиях малых групп и не может удержать в себе факты о сотнях людей — нам не хватает интеллектуальных ресурсов. Ученые назвали оптимальным число контактов от 25 до 200. Разумеется, в крупном городе нас окружает гораздо большее число людей.

Кроме того, чем больше общество, тем меньше его членов волнует качество жизни одного индивида. Если в деревне у кого-то заболела нога, то односельчане обязательно ему помогут — заменят на сборе урожая, принесут лекарства и какие-то дары. Но в семимиллионном городе жители равнодушны к бедам другого, если он не входит в их ближайший круг общения. Хвастаться перед людьми, которым нет до тебя никакого дела, не то же самое, что рассказывать об успехах радушным односельчанам.

Чтобы поддерживать порядок и избежать хаоса в огромных городах, общество давит на своих членов с помощью норм и правил. В процессе воспитания мы приобретаем социальные инструменты — стеснительность, стыд, вежливость и тому подобные. Общество заинтересовано в том, чтобы мы не выделялись, были скромными и знали свое место — не мешали. Каждый из нас тоже часть общества и одновременно отдельная личность. Мы переживаем потребности общества, как и свои. Но потребности общества всегда противоречат потребностям индивида, а скромность — это наше переживание потребностей общества. Поэтому с точки зрения пользы для индивида, более психогигиенично будет помнить, что общество «может и подвинуться», если мне нужно удовлетворить личные потребности, например, похвастаться.

Парадоксально, что заботиться о своих потребностях и действовать для их удовлетворения сложнее, чем соответствовать желаниям социума. Можно очень долго строить коммунизм или разрушать его, служить Богу, помогать страждущим — и получать за это много благодарности и поддержки. При этом «служить великой идее» можно вечно, без конкретных результатов и в пространстве своих фантазий. Но если вы строите карьеру, отстаиваете свои интересы, действуете во благо себе, то за вас искренне порадуется всего несколько человек. Остальные останутся равнодушными или будут недовольны.

Потребности общества один человек удовлетворить не сможет, даже если будет очень стараться. А свои индивидуальные потребности — вполне. Поэтому я призываю следовать собственным интересам и хвастаться, вопреки скромности, внушаемой социумом.

Не обезличивать свои успехи

Хвастовство обычно выглядит как целая история. Гордый выпускник не ограничится кратким: «Я закончил вуз», он обязательно расскажет, как долго и упорно учился, как строгий преподаватель его чуть не завалил на экзамене, как ночами писал диплом. Человек рассказывает о себе и тем самым меняет себя.

Одно из определений личности: «Личность — это история, которую мы рассказываем себе про себя». Когда мы хвастаемся, мы интегрируем новый положительный опыт в свою личность. Этот подход использует нарративная терапия. Ее приверженцы считают, что сознание человека наполнено смыслами и историями, а не четкими фактами, и с помощью историй человек может упорядочить собственный опыт. Они помогают клиенту «пересобрать» историю жизни, найти другие смыслы прошлых и нынешних событий. Но это работает, если история успеха будет «своей», а не безличной.

Безличный рассказ об успехах оторван от человека. «Проект закончился», «чистота навелась», «книга дописалась» — обезличенные тезисы, пассивный рассказ о фактах, а не о достижениях. Если человек не перестроит речь в «Я завершил проект», «Я навел чистоту», «Я дописал книгу», то эти события так и останутся единичными и изолированными от него. Но когда мы встраиваем события в нарратив, то история становится яркой и связной, мы вспоминаем и рассказываем о том, что, как и когда мы делали и к чему это привело.

Нарратив помогает и в кризисе, облегчая доступ к инструментам, которые мы использовали ранее. Когда мы рассказываем о своем успешном опыте, мы одновременно приучаем себя мыслить о проблемах как о задачах, с которыми в итоге мы всегда справляемся. Чтобы рассказ получился захватывающим, можно сделать акцент на тяжести ситуации, показать в красках, как было непросто, как «все было против меня». Но закончить обязательно красиво: со всем этим я справился, из всего выгреб, всех победил.

Красивая и личная история успеха приучает человека мыслить оптимистично. Новые проблемы он начинает воспринимать как этап к скорому поводу прийти к друзьям и похвастаться. Человек мотивирован на успех, считает себя сильным и способным, а любую неурядицу преодолимой. Он уверен, что обязательно справится с новой проблемой, после чего запустит новую волну сарафанного радио, сможет претендовать на новые возможности, станет еще более амбициозным.

Не жалеть окружающих

Перспектива ходить задрав нос и унижать окружающих своими успехами может стать отдельным препятствием для хвастовства. Если человек чрезмерно жалеет чувства окружающих, он побоится, например, выложить фотографии с отдыха, ведь кто-то из его окружения не может себе такого позволить. К этому нас приучают с детства, когда в адрес прибежавших после игр детей летит пассивно-агрессивное «все развлекаетесь, пока я тут вас обслуживаю?» от матери. То же может проявляться и вне близких отношений, на уровне социальных классов: «У них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает», — пел Высоцкий. Но на самом деле, выдерживать свою реальность — ответственность каждого человека. Действительно, если другие могут себе позволить что-то, чего я не могу, это не значит, что они должны скрывать от меня свои успехи.

Отвечать честно на вопросы близких или семьи о своих делах очень важно. Это помогает разобраться в ситуации, не накапливать умолчания и ложь, давать окружающим верную картину реальности. Поэтому хвастать тоже нормально и полезно, даже если кого-то может задеть чужой успех.

Источник: 7ya.ru

Shopping Cart